Русские дохристианские верования

Русские дохристианские верования
   и их отражение в народной культуре. Р. д. в. комплекс представлений и связанных с ними обрядов, сложившихся после принятия христ-ва на двоеверной основе (см. Двоеверие); мировоззренческое ядро фольклорных форм культуры русского крестьянства. Затянувшаяся на столетия христианизация способствовала консервации на Руси архаических верований. Новое мировоззрение более или менее прочно утвердилось «12–13 вв. в городской среде, причем первоначально в среде господствующего класса. В сельской среде христ-во привилось в довольно поверхностных внешних формах в 15–17 столетиях. Язычество (см. Язычество в России), став оппозиционной силой, продолжало существовать как традиция в фольклорной, первоначально довольно целостной форме, утрачивая эту целостность по мере внедрения христ. мировоззрения, в т. ч. и в двоеверных формах. Укорененность дохрист. верований поддерживалась зависимостью земледельца от природы и пережитками родоплеменных отношений, сохранявшимися на протяжении всей домонгольской эпохи. Самой мощной консервирующей силой была община с ее традиционными порядками, сопротивлявшимися всяким изменениям и удерживавшимися в том или ином виде вплоть до 20 столетия. Фольклор сохранил закрепленное в традиции наследие дохрист. верований, поэтому его можно использовать для реконструкции славянского язычества. Находясь в непримиримой идеологической конфронтации, христ-во и дохрист. верования в реальных условиях жизни вступали во взаимодействие, в результате к-рого какая-то часть пережиточных языческих представлений отмирала, какая-то оставалась в чистом виде, а остальное превращалось в двоеверный сплав язычества и христ-ва. Пережитки язычества лучше сохранялись в видоизмененной синкретической двоеверной форме. На ранних стадиях христианизации языческая основа двоеверия проявлялась в ярких ощутимых формах как народной, так и офиц. культуры. Определенных симпатий к языческому прошлому были не чужды и первые отечественные идеологи христ-ва (Иларион, десятинная летописная традиция «Повести временных лет»), и образованные книжники, интересовавшиеся античностью (т. наз. «книжное двоеверие» Климента Смолятича, Кирика Новгородца и др.). Языческий традиционализм проявлял себя и в двоеверном культе первых русских святых Бориса и Глеба, в трансформации уже в 12 в. практически на офиц. уровне христ. культа Богородицы, Спаса, Николы (см. Культ святых в православной церкви). В городском быту древние формы верований нашли отражение во внешнем и внутреннем убранстве жилищ, украшавшихся дохрист. ритуальной символикой. Об участии горожан в традиционных обрядах календарных празднеств, о коллективных братчинах и индивидуальных магических действиях сообщают летописи 11–16 вв. и древнерусские антиязыческие поучения. Языческие, реже двоеверные, символы до 13 14 вв. продолжают господствовать в символике украшений, понятной только ст. зр. дохрист. пережиточных представлений. На пережиточных верованиях базируется вся раннесредневековая погребальная обрядность. Курганный обряд начинает исчезать только с 11 столетия и удерживается в глухих местах на окраинах гос-ва до 13–14 вв. Захоронения с инвентарем и пищей отражают традиционные для дохрист. эпохи воззрения на телесное существование умершего в ином мире. У новгородских жальников 11–16 вв., представлявших собой грунтовые, обложенные камнями захоронения, внешний вид соответствует требованиям христ. веры, а внутреннее устройство ничем не отличается от подкурганного. Жальничный обряд можно также характеризовать как базирующийся на дохрист. (а с 13 в. на двоеверных) представлениях о смерти. Многочисленные пережитки древних верований фиксируются в архаических формах погребальной обрядности сельского населения ив 19 в. Отмеченные археологически для 1617 вв. тризны, кормления покойников, костры и плачи на могилах фиксируются этнографами почти на всей территории славянского расселения. Обряды, совершавшиеся при захоронении «нечистых» (т. наз. заложенных) покойников (т. е. умерших неестественной смертью), в трансформированном виде воскрешали древние ритуалы потопления и сожжения, соединенные с комплексом традиционных мер, направленных на то, чтобы «покойник не ходил».
   В 12–14 вв. языческие и двоеверные представления стали идейной основой ранних русских ересей. Во ВладимироСуздальском княжестве в 70-х гг. 12 в. при Андрее Боголюбском самозваный еретичествующий владыка Феодорец строил политику церк. независимости на легализации двоеверных культов. В кон. 14 нач. 15 в. новгородско-псковские еретики стригольники отступили от христ. церкви, возродив патриархальные языческие верования и пантеистический культ Неба и Земли.
   Пантеистическую основу имеет и характерный для русских культ природы, сохранявшийся до 19 в. в среде земледельцев в форме поклонения св. Земле и Небу, а также в многочисленных ритуалах, относящихся к почитанию огня, растений и плодородия (см. Пантеизм, Культ природы). Основанный на древних верованиях культ природы представлен в фольклоре и этнографии разнообразными земледельческими обрядами и ритуальными приемами (см. Магия). Хронологической канвой культа природы являются календарные земледельческие праздники. Праздничная обрядность с присущей ей верой в оплодотворяющую способность небесной дождевой влаги и солнечного огня, а также убеждение в плодородных свойствах МатушкиЗемли базируются на глубоко традиционных представлениях о сверхъестественных, божественных свойствах природных стихий.
   Неосознаваемая как отличная от ортодоксального христ-ва участниками праздничных обрядов в 19 в. календарная обрядность генетически через традицию восходит к культу языческих богов, олицетворявших осн. природные стихии. Дохрист. представления нашли отражение и в двоеверных формах культа христ., и особенно русских, святых (см. Культ святых в православии). Глубоко традиционные корни имеют поверья, относящиеся к персонажам т. наз. низшей мифологии: лешему, домовому, водяному, русалкам и др., более мелким персонажам народных легенд. К дохрист. истокам восходит многоликая магическая обрядность хозяйственной, лечебной и любовной направленности, а также разнообразные типы колдовства, порчи и заговоров (см. Магия, Колдовство). С позиций логики языческих мировоззрений объясняются магические функции оберегов, орудий труда и применение разнообразных незамысловатых вещей из арсенала традиционной народной магии.
   Мир русских дохрист. верований чрезвычайно богат и разнообразен. Он охватывает своим влиянием и ср. - век. культуру различных слоев обва, испытавших на себе разную степень христианизации, и самобытную культуру русского земледельца, так и оставшуюся по существу не преобразованной христ-вом. Пережитками дохрист. верований пропитано и народное православие, отразившее не всегда равномерное и глубокое влияние церкви на народную культуру. Дохрист. подоснова традиционных русских верований придавала национальное своеобразие отечественной культуре, типовые черты к-рой задавались космополитическими установками христ-ва.
   К наст. вр. в сельской местности сохранились элементы верований в существа низшей мифологии. До сих пор не пресеклась традиция народного врачевания (знахарства). Практически сошли на нет последние проявления ритуальных действий, связанных с древними верованиями. В совр. массовых зрелищных формах кальки древних ритуалов полностью десакрализованы (напр., масленичные гуляния, купальские действия и т. д.).
   В.В. Мильков

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Русские дохристианские верования" в других словарях:

  • РУССКИЕ — нация в СССР. Общая численность в стране 114 114 тыс. чел. (1959). В РСФСР Р. составляют 83,3% всех жителей, в других республиках СССР от 3,2 до 43,2%. За границей (на 1959) 1243 тыс., в т. ч.: в Америке ок. 1 млн. чел., из них в США ок. 750 тыс …   Советская историческая энциклопедия

  • Традиционные верования саамов — Один из сейдов на горе Воттоваара: крупный валун лежит на трёх небольших камнях, которые, в свою очередь, лежат на другом крупном валуне (определить масштаб сооружения можно по фигуре человека внизу слева) …   Википедия

  • Неоязычество —    одно из совр. направлений духовно религ. исканий; возрождение дохрист. форм мировоззрения как основы гармоничного взаимодействия с природой и обвом.    Язычество не исчезло полностью и окончательно ни в одной из стран, находящихся в орбите… …   Религии народов современной России

  • Национальное (этническое) и религиозное —    В российском обществознании нет общепринятого понимания этноса, нации, их классификации. Автор исходит из того, что этнос исторически устойчивая социальная общность, образовавшаяся на базе общности территории, языка, материальной и духовной… …   Религии народов современной России

  • Язычество в России —    мировоззренческий комплекс представлений, к рый лежит в основе верований, ритуалов и обрядности дохрист. племен, населявших пространство нынешней России до принятия христ ва. У ряда обособленных племен окраинных народов Я. удерживалось веками… …   Религии народов современной России

  • Родная Вера — Родноверие (Родоверие, Родолюбие, Родобожие, Доброславие)  религиозное движение, возрождающее дохристианские обряды и верования. Родноверы признают священными знания древних славян, соблюдают реконструированые языческие обряды дохристианских… …   Википедия

  • Родоверие — Родноверие (Родоверие, Родолюбие, Родобожие, Доброславие)  религиозное движение, возрождающее дохристианские обряды и верования. Родноверы признают священными знания древних славян, соблюдают реконструированые языческие обряды дохристианских… …   Википедия

  • Русское язычество — Родноверие (Родоверие, Родолюбие, Родобожие, Доброславие)  религиозное движение, возрождающее дохристианские обряды и верования. Родноверы признают священными знания древних славян, соблюдают реконструированые языческие обряды дохристианских… …   Википедия

  • Славянская религия — Традиционные религии Ключевые понятия Бог  · Богиня мать  · Божество  · …   Википедия

  • Вера славян — Традиционные религии Типология Анимизм  · Культ предков  · Магия  · Полидоксия  · Спиритизм  · Тенгрианство  · …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»